Следует отметить, что в безналичном обороте могут участвовать и деньги, являющиеся личной собственностью граждан и хранящиеся в виде сбережений на счетах банков. Оплата расходов населения безналичным путем может осуществляться со счетов по вкладам. Замещение в этих случаях наличных денег безналичными расчетами также сокращает издержки обращения. [4]
Организатором безналичных расчетов в РФ, методическим центром по разработке правил, форм и сроков расчетов, стандартов платежных документов является ЦБ РФ. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем в РФ. Через свои учреждения он осуществляет расчеты между кредитными организациями и в целом отвечает за эффективное и бесперебойное функционирование отечественной системы расчетов. Непосредственным осуществлением межхозяйственных расчетных операций по поручению клиентов занимаются коммерческие банки. Платежно-расчетная функция коммерческих банков наряду с приемом депозитов и выдачей ссуд относится к числу важнейших банковских операций. Подсчитано, что на осуществление расчетов приходится не менее 2/3 всего операционного времени банковского персонала.
В настоящее время правовой базой, регламентирующей общие подходы к организации безналичных расчетов в хозяйстве и единый документооборот в банках, являются:
· Гражданский кодекс РФ, часть II, глава 45 "Банковский счет", глава 46 "Расчеты";
· Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (редакция 1995 г.), глава XII "Организация безналичных расчетов";
· Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (редакция1995г.), ст. 30 "Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами", ст. 31 "Осуществление расчетов кредитной организации";
· Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 апреля 2001 г, № 2-П.
В нашей стране система безналичных расчетов, существовавшая с 30-х годов до 1993 г., была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой, была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщиков, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств.
Эти принципы, в частности, строго регламентировали:
· место платежа - банк (он выступал организатором и контролером безналичных расчетов);
· время платежа - после отгрузки продукции или оказания услуг (что означало запрещение авансов и коммерческого кредита);
· форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.
Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте. [7]