Отметим, что чем больше срок отсрочки платежа, тем больше привлекается покупателей и тем значительнее сбыт, но тем сложнее предприятию, так как связывается собственный капитал и требуется прибегать к займам.
Поскольку имеющихся в расположении финансовых ресурсов недостаточно для расширения льгот предоставляемых постоянным покупателям, тем шире их круг. Скидки, предоставляемые покупателям могут побудить покупателей рассчитываться в более ранние сроки, это уменьшает риск потерь от неплатежей, но снижает доходность продаж.
Чтобы стимулировать покупателя быстрее оплачивать счета, часто предлагают скидки за своевременную оплату.
Примером такой оплаты являются продажа на условиях, например, форме "5/15, полная 45". Что означает, оплата производится со скидкой в 5%, если осуществляется в первые 15 дней и является полной, если производится в течении 45дней. За задержку в оплате более полного срока предусматриваются штрафы (пени). Это означает, что покупатель не воспользовавшийся скидкой (лишивший себя скидки), получает кредит на 30 дней (45-15) по цене кредита:
А если, например, цена банковского кредита равна 17 % в год, то не воспользоваться скидкой может только не сознающий свою выгоду (86, 5%>17%) или находящийся в затруднительном положении покупатель.
Расчет дебиторской задолженности при продаже в кредит может быть проведен по следующей схеме. Предприятие продает в кредит на условиях "2/20, брутто 60". При этом, как следует из опыта, 30% объема продаж производится со скидкой, то есть они оплачиваются на 20-йдень а остальные 70% - 60-й день. В этом случае средний срок кредита (период оборачиваемости дебиторской задолженности - ПОДЗ)
ПОДЗ=0, 30х20дн. + 0,70х60дн. =48 дней
Если средний дневной оборот (дневная выручка) предприятия равна 220 тыс. руб., то дебиторская задолженность - ДЗ составит:
ДЗ=48дн. *215тыс. Руб. /дн. =10 300 тыс. руб.
Рассчитывать значение периода оборота дебиторской задолженности можно и по данным баланса. Если в балансе указано, что такая задолженность составляет 10 300 тыс. руб. и известен дневной оборот (215тыс руб. / дн.), то:
ПОДЗ= 10 300 тыс. руб. /215тыс. руб. /дн. =48 дней
Таким образом, предприятие может самостоятельно управлять дебиторской задолженностью, устанавливая за счет предоставляемых скидок, тот необходимый объем, который может обеспечить за счет собственных средств. Отметим, что в случае роста объема дебиторской задолженности предприятия будет вынуждено идти на использование кредитов.
Вторым элементом данного комплекса совершенствования управления финансами предприятия является использование кредитов для увеличения производственных запасов.
Оценим риск использования кредитов для увеличения производственных запасов предприятия ЦПИ "АРИАНТ". По данным 2009 года можно составить таблицу:
Таблица 1
Запасы и выручка ЦПИ "АРИАНТ" в 2009г. (млн., руб.)
Показатель |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
Запасы |
3,64 |
14,1 |
16,5 |
32,7 |
Выручка за период |
12,3 |
13,08 |
17,71 |
21,65 |
Выручка нарастающим итогом |
12,3 |
25,38 |
43,09 |
64,74 |
Прибыль, нарастающим итогом |
0,17 |
0,43 |
0,72 |
1,27 |