Анализ принявшейся разными государствами финансовой политики позволяет выделить четыре её основных типа:
) классическая;
) планово-дерективная;
) регулирующая;
) неоконсервативная.
. До конца 20-х гг. 20 в. основным типом финансовой политики большинства стран был классический тип. Такая финансовая политика базировалась на трудах классиков политэкономии Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772 - 1823) и их последователей. Главное её направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием стало ограничение государственных расходов налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.
. Планово-дерективная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти управления) для их последующего перераспределения через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, при этом игнорировать международное движение капитала, за исключением государственных займов.
. В конце 20-х гг. 20 в. Особенно строго встал вопрос об изменении подходов у финансовой политике, когда обострились практически все экономические, политические и социальные проблемы большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В её основу сначала была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883 - 1949) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства в экономику и регулирования государством её циклического развития. Финансовая политика наряду с традиционными задачами стала решать задачу использования финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Главным инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счёт которых формируется дополнительный спрос. В связи с этим государственные расходы обеспечивают рост объёмов предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и помогают ликвидировать безработицу благодаря финансированию создания новых рабочих мест.
Система народов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально меняется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог с его прогрессивными ставками. Этот налог способствует изъятию у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно применяет долгосрочные и среднесрочные займы. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированные органов. Выделяются службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-е гг. 20 в. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.
. В 70-х гг. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением в экономической теории. Этот тип финансовой политики не связан с отказом от регулирования как её цели, но ограничивает вмешательство государства в экономическую и социальную сферы. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
В 1991 - 1992 гг. в России произошла смена политических ориентаций. В стране было объявлено о переходе на современные рыночные отношения, проведения экономической реформы.
За годы реформ (1992 - 2000) в стране либерализованы ценообразование, внешняя торговля, проведена массовая приватизация торговых, промышленных предприятий и предприятий сферы услуг. Колхозы и совхозы были в большинстве своём преобразованы в акционерные общества и фермерские хозяйства. Однако экономика страны осталась в глубоком кризисе, который проявился в спаде производства, росте цен, инфляции и безработице. Уровень ВВП за 1991 - 2000 гг. сократился по сравнению с 1990 г. на 40%. Начался резкий спад инвестиционной деятельности, сопровождающийся оттоком российских капиталов за рубеж. В стране разрастался кризис неплатежей. Государственный бюджет из года в год оставался дефицитным. Крупномасштабными стали внешние займы. Государственное регулирование экономики в период реформ было малоэффективным. В экономике усилилась роль финансов на микроуровне и ослабла их роль на макроуровне. Финансовая политика стала неустойчивой, зависящей от кризиса.