Анализ структуры и динамики финансовых результатов ООО «Капитал» осуществим на основе аналитической агрегированной формы отчёта о прибылях и убытках данного предприятия за 2008-2010 гг., представленной в приложении А (таблица А.1).
Как известно, основой формирования всех финансовых результатов предприятия является в большинстве случаев выручка от реализации продукции, работ и услуг.
Выручка ООО «Капитал» по итогам 2010 года превысила 10 млрд. руб. При этом, как показывают результаты расчёта таблицы Б.1, выручка предприятия имела более высокие темпы роста, чем себестоимость реализуемой продукции. Так, в 2009 году, выручка предприятия возросла на 12,23%, себестоимость - на 8,97%. Это привело к тому, что финансовый результат предприятия в виде валовой прибыли возрос на 44,25%, а валовая рентабельность продаж возросла с 9,22% до 11,85%.
В 2010 году темп роста выручки значительно замедлился и составил 101,16%. При этом себестоимость возросла на 0,99%, вследствие чего валовая прибыль предприятия увеличилась на 2,41%, а рентабельность продаж по валовой прибыли достигла 12%.
Обозначенные тенденции опережения роста выручки по сравнению с себестоимостью расцениваются положительно, так как приводят к росту финансового результата - валовой прибыли.
Коммерческие расходы ООО «Капитал» являются для данного предприятия значительными. В 2009 году был допущен их прирост в размере 41,86% в то время как прирост реализации составил только 12,23%. Рост прибыли от продаж и рентабельности продаж по этому виду прибыли был достигнут только за счёт того, что в значительной степени (+44,25%) возросла валовая прибыль. Увеличение доли валовой прибыли в выручке составило 2,63 процентов пункта, в то время как увеличения доли коммерческих расходов - 1,88 процентов пункта. Таким образом, можно констатировать, что рост коммерческих расходов был неоправданно высоким. Более высокий темп прироста коммерческих расходов (+3,10%) сохранился и в 2010 году, он был выше темпа прироста выручки (+1,16%) и валовой прибыли (+2,41%).
Таким образом, если по валовой прибыли имеется однонаправленная динамика роста абсолютной величины прибыли и её доли в выручке, то по прибыли от продаж это уже не достигается - имеется рост абсолютного значения (в 2010 году, однако, это только 0,23%), но снижается доля этого финансового результата в выручке. По итогам 2010 года уровень прибыли от продаж составил 2,84% выручки от реализации, что ниже уровня предшествующего года на 0,03 процентных пункта.
Усилению конечного финансового результата на предприятии способствует тот факт, что предприятие имеет положительное сальдо процентов полученных и уплаченных. Относительно уровня выручки данные показатели составляют безусловно очень низкую величину (например, по итогам 2010 года, 0,12% и 0,01%), тем не менее это является положительной характеристикой прочей (финансовой) деятельности предприятия.
Вместе с тем, сальдо прочих доходов и расходов отрицательно на всём протяжении анализируемого периода (равно как на всём протяжении анализируемого периода положительно сальдо процентов полученных и уплаченных). При этом прослеживается тенденция значительного (в 2009 году на 69,27%, в 2009 году - на 50,36%) прироста прочих доходов, который не сопровождается адекватным изменением прочих доходов (в 2010 году они даже сократились более чем в 2 раза).
Именно прочие расходы, даже в условиях положительного сальдо процентов полученных и уплаченных, привели к тому, что рентабельность продаж по прибыли от продаж по итогам 2010 года составила 0,02%. В 2008 году этот показатель составлял 0,89%, в 2009 году - 1,15%.