Влияние фактора себестоимости:
х 0,9298 - 8865985 = -703564 (тыс. руб.).
Влияние остальных факторов:
) коммерческие расходы:
- 922662 = -27761 (тыс. руб.);
) проценты к получению:
- 22665 = -10100 (тыс. руб.);
) проценты к уплате:
- 1057 = 290 (тыс. руб.);
) прочие доходы:
- 7010 = -3512 (тыс. руб.);
) прочие расходы:
- 299618 = -100351 (тыс. руб.);
) отложенные налоговые обязательства:
- 0 = 2802 (тыс. руб.);
) текущий налог на прибыль:
- 1300 = 22647 (тыс. руб.).
Как видно из полученных результатов, в 2010 году состав основных по силе своего влияния факторов сохранился. Положительное влияние имели такие факторы, как ценовой фактор (основное влияние), сокращения процентных расходов, отложенных налоговых обязательств и текущего налога на прибыль. Вместе с тем, влияние данных факторов было в значительной степени перекрыто совокупным влиянием всех остальных факторов, среди которых следует выделить прежде всего влияние фактора себестоимости (был допущен её рост в условиях снижения реализации в сопоставимых ценах), прочих расходов и др.
Проиллюстрируем величины финансовых результатов в соотнесении их с величинами выручки, себестоимости, активов (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Графическое представление формирования показателя чистой прибыли и его роли в наращивании активов
ВП - валовая прибыль; КР - коммерческие расходы; П - прибыль (от продаж); Пп - проценты к получению; Пу - проценты к уплате; Дп - доходы прочие; Рп - расходы прочие; Пн - налогооблагаемая прибыль; Н - налоги; Чп - чистая прибыль.
Таким образом, чистая прибыль в наращивании имущественного потенциала предприятия играла в 2009 году крайне незначительную роль.
Далее проведём анализ основных показателей рентабельности.
Рентабельность продаж по прибыли от продаж:
) 2008 год:
/ 8874463 х 100 = 2,11 (%);
) 2009 год:
/ 9959570 х 100 = 2,87 (%);
) 2010 год:
/ 10075089 х 100 = 2,84 (%).
Таким образом, динамика показателя разнонаправлена - в 2009 году имело место увеличение на 0,76%, однако в 2010 году показатель сократился на 0,03%.
Графически представим формирование показателя рентабельности продаж по прибыли от продаж на основе данных за 2010 год ( рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Формирование показателя рентабельности продаж
Для проведения факторного анализа показателя рентабельности продаж по прибыли от продаж представим показатель следующим образом:
) 2008 год:
(8874463 - 8055946 - 630841) / 8874463 х 100 = 2,11 (%);
) 2009 год:
(9959570 - 8778890 - 894901) / 9959570 х 100 = 2,87 (%);
) 2010 год:
(10075089 - 8865985 - 922662) / 10075089 х 100 = 2,84 (%).
Рост показателя за 2009 год в размере 0,76% обусловлен влиянием факторов:
) выручки:
(9959570 - 8055946 - 630841) / 9959570 х 100 - 2,11 = 12,78 - 2,11 =
,66 (%);
) себестоимости:
(9959570 - 8778890 - 630841) / 9959570 х 100 - 12,78 = 5,52 - 12,78 =
= -7,26 (%);
) коммерческих расходов:
,87 - 5,52 = -2,65 (%).
То есть рост анализируемого показателя был достигнут за счёт превышения влияния фактора выручки над факторами себестоимости и коммерческих расходов.
Снижение показателя на 0,03% в 2010 году обусловлено влиянием факторов:
) выручки:
(10075089 - 8778890 - 894901) / 10075089 х 100 - 2,87 = 3,98 - 2,87 =
,11 (%);