Задача анализа состоит в оценке состояния и развития ситуации на рынке и определении конкурентных позиций предприятия на нем, от которых зависит его дальнейшее финансовое благополучие.
Анализ следует проводить, как правило, от общего к частному, т.е. начиная с изучения общих социально-экономических условий, складывающихся в отрасли, увеличивая затем степень информированности и конкретизации. Объектами изучения являются все элементы отраслевого рынка и возникающие на нем ситуации.
На рисунке представлена схема проведения исследования влияния внешнего окружения на финансовое состояние фирмы.
Характеристика состояния и перспектив развития отрасли
Отраслевые условия могут сильно различаться. Отличия выражаются в уровне отраслевой рентабельности, разбросе рентабельности отдельных предприятий, сложившейся структуре затрат на производство продукции, услуги, интенсивности конкуренции, периодичности обновления продукции на рынке и других характеристиках. Изучение этих характеристик, выявление тенденций их изменения создают «профиль» отрасли и дают важную информацию для определения возможных направлений развития организации.
Отрасль представляет собой группу предприятий, выпускающих однородную продукцию и конкурирующих на одном рынке. Состояние рыночной среды в отрасли может быть представлено значениями ряда технических и экономических характеристик, важнейшими из которых являются:
продукты, услуги;
размер рынка (может выражаться в количестве проданных услуг, в общей их стоимости и др.);
темпы роста рынка;
суммарные производственные мощности;
уровень удовлетворения спроса;
количество конкурентов и их структура;
количество покупателей и их структура;
уровень заработной платы;
численность работающих;
Анализ движущих сил состоит в определении того, что способствует развитию отрасли, в каком направлении оно осуществляется, как будут меняться рыночные условия. В ходе анализа выявляются происходящие изменения в уровне технико-экономических показателей, соотношении спроса и предложения, составе покупателей, интенсивности конкурентной борьбы, продукте и способах его изготовления и др.
Анализ конкурентной среды в отрасли. Анализ должен установить, какие силы определяют степень интенсивности конкурентной борьбы. Изучению конкуренции и определяющих ее факторов уделяется в настоящее время особое внимание. Чем интенсивнее конкурентная борьба, тем труднее предприятию выжить и тем сложнее ему поддерживать свою финансовую стабильность.
Конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов. Определенное влияние на конкурентную среду в отрасли оказывают предприятия, производящие товары-заменители, предприятия - пришельцы из других отраслей, а также поставщики и покупатели продукции. При определенных условиях все они могут значительно влиять на силу, с которой ведется конкурентная борьба, на изменение позиции организаций на рынке.
Анализ конкурентов. Характер конкуренции между предприятиями отрасли определяется их целями, особенностями проводимой товарной и ценовой политики, организацией сбыта, приемами стимулирования реализации продукции, финансовым состоянием предприятия. Все это формирует рыночную позицию конкурентов.
В целом анализ деятельности конкурентов необходимо рассматривать как часть постоянно действующего процесса исследования рынка, направленного на изучение практики ведения конкурентной борьбы с целью обеспечения преимуществ над конкурентами, что напрямую связано с финансовым результатом деятельности. Как показывает практика, исследования такого рода являются обязательным условием успеха товара, технологии, услуг, предлагаемых на рынке.
Собрать всю необходимую информацию для анализа конкурентов, как правило, очень трудно. Тем не менее, как минимум, следует обращать внимание на следующие области:
текущее положение конкурентов (каковы у них позиции в стратегической группе, какие конкуренты усиливают позиции, каковы в отрасли спрос и его динамика и т.д.);
возможные стратегии конкурентов (внутренний рост, расширение через поглощение и др.);
потенциал конкурентов (технологические, финансовые и другие возможности);
цели конкурентов (увеличить долю на рынке, переместиться в группу лидеров и т.д.).
Возможности конкурента исследуются для того, чтобы выяснить его способность осуществить выбранные стратегии и сложности, с которыми он может столкнуться в случае изменения среды.
Таблица 1
Динамика показателей внешней среды за период с 2004 по 2008 гг.
Темпы роста
Наименование показателей, характеризующих изменение внешней среды |
2004г |
2005г |
2006г |
2007г |
2008г |
Индекс потребительских цен |
0,562 |
0,884 |
1,488 |
0,916 |
0,805 |
Реальные денежные доходы населения |
1,186 |
1,068 |
0,766 |
1,042 |
1,11 |
Ставка рефинансирования |
0,3 |
0,583 |
2,143 |
0,917 |
0,455 |
Уровень заработной платы в отрасли |
1,635 |
1,218 |
1,141 |
1,817 |
1,756 |
Размер рынка (выпуск сорочек верхних) |
0,486 |
0,556 |
0,7 |
2,143 |
1,6 |
Продуктивность отрасли (рентабельность предприятий швейной промышленности) |
0,108 |
3,7 |
2,108 |
1,218 |
1,789 |
Входной барьер (доля крупных предприятий в общем объеме выпуска) |
1,335 |
0,804 |
1,148 |
1,394 |
1,25 |