бюджетирование управленческий учет финансовый
Бюджет продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета. Объем продаж и его товарная структура предопределяют уровень и общий характер всей деятельности предприятия.
Почти у всех компаний разработка бюджета продаж является наиболее сложным звеном в процессе планирования. Это связано с тем, что объем продаж и, следовательно, выручка от продажи определяется не столько производственными возможностями компании, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов, среди которых:
деятельность конкурентов,
общее положение на конкретном рынке продаж,
стабильность поставщиков и покупателей,
результативность рекламы,
политика ценообразования,
рентабельность продукта.
Существуют два основных способа определения оценок, лежащих в основе бюджета продаж:
). Статистический прогноз на основе математического анализа общеэкономических условий, конъюнктуры рынка, кривых роста производства и т.п.
). Экспертная оценка, полученная путем сбора мнений управляющих и персонала отдела сбыта. В некоторых компаниях персонал по сбыту оценивает сбыт каждого товара каждому из клиентов.
Большинство крупных компаний используют комбинацию этих методов, но многие компании считают, что использование сложных методик не дает более точного прогноза, чем опыт персонала, анализ и изучение результатов прошлых периодов.
Рассмотрим методику составления бюджета РУПП «Брестхлебпром»:
) Формирование бюджета продаж хлеба пшеничного 1 с.
Прогнозируемый объем продаж - 362 тонн готовой продукции, в 1 квартал - 74 тонны, во второй квартал - 92 тонны, в третий и четвертый - по 98 тонн. С учетом роста инфляции руководство предприятия решило увеличить цену реализации на 3% ежеквартально.
Таблица 3. Смета продаж хлеба пшеничного 1 с на 2010 г. (по кварталам)
Показатель |
I |
II |
III |
IV |
1. Объем продаж, тонна. |
74 |
92 |
98 |
98 |
2. Цена реализации, млн.руб. |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
3. Темп роста цены |
1,03 |
1,06 |
1,09 |
1,12 |
4. Индексированная цена, тыс.руб.(стр. 2 * стр. 3) |
10094,00 |
10388,00 |
10682,00 |
10976,00 |
5. Выручка от продаж, млн.руб. |
746956,00 |
955969,00 |
1046836,00 |
1075648,00 |
6. Общая выручка за год |
3825409,00 |
) Формирование бюджета производства.
Составим бюджет производства продукции при следующих условиях:
вероятность брака по технологии - 0,07%;
запас готовой продукции на конец квартала - 0,2% от объема продаж;
запас готовой продукции на начало 2011 года - 0,241 тонн.
Таблица 4. Смета производства хлеба пшеничный 1 с. на периоды 1-4 квартал
Показатель |
1 - й |
2 - й |
3 - й |
4 - й |
1. Объем продаж, тонн. |
74 |
92 |
98 |
98 |
2. Запас готовой продукции на конец периода, тонн. |
0,148 |
0,184 |
0,196 |
0,196 |
3. Запас готовой продукции на начало периода, тонн. |
0,241 |
0,148 |
0,184 |
0,196 |
4. Возможный брак, тонн. |
0,052 |
0,064 |
0,069 |
0,069 |
5. Объем производства в натуральном выражении, кг (стр. 1 + стр. 2 - стр. 3 + стр. 4) |
73959 |
92100 |
98081 |
98069 |
6. Объем производства за год, кг. |
362209 |