Как управленческая технология бюджетирование является не только (а может быть, и не столько) инструментом планирования, но и средством контроля за состоянием и изменением положения дел с финансами в компании в целом или в отдельном виде бизнеса. Поэтому наряду с бюджетами на предстоящий период необходимо составлять отчеты об исполнении бюджетов за истекшее время, а также сопоставлять плановые и фактические показатели. По результатам сопоставления проводится так называемый анализ отклонений, т.е. оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых и причин их возникновения. Отклонения могут быть отрицательными, когда фактические показатели ниже плановых, и положительными, если фактические показатели превышают прогнозируемые или установленные ранее.
План - факт анализ может проводиться для всех основных бюджетов, а при необходимости (для более тщательного изучения причин отклонений) - для отдельных операционных бюджетов. Кроме того он может осуществляться для компании в целом и для конкретных, входящих в нее бизнесов (чтобы выяснить за счет какого бизнеса возникают отрицательные или положительные отклонения). Выбор объекта план - факт анализа - внутреннее дело компании на основе целей и задач бюджетирования, поставленных ее руководителем.[Внутифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования. - 2-е изд. с. 43-56, 72-76]
Классификация видов бюджетов:
1. По сферам деятельности предприятия:
· бюджет операционной деятельности;
· бюджет инвестиционной деятельности;
· бюджет по финансовой деятельности.
. По видам затрат:
· бюджет текущих затрат;
· бюджет капитальных затрат.
. По широте номенклатуры затрат:
· функциональный бюджет;
· комплексный бюджет.
. По методам разработки:
· фиксированный бюджет;
· гибкий бюджет.
. По деятельности планируемого периода:
· ежедневный бюджет;
· понедельный бюджет;
· месячный бюджет;
· квартальный бюджет;
· годовой бюджет.
. По периоду составления:
· оперативный бюджет;
· текущий бюджет;
· перспективный бюджет.
. По непрерывности планирования:
· самостоятельный бюджет;
· непрерывный (скользящий) бюджет.
. По степени содержания информации:
· укрупненный бюджет;
· детализированный бюджет.
Для составления бюджетных планов используются следующие информационные источники:
· данные бухгалтерской отчетности (формы №1, 2, 4,5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);
· договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
· прогнозные расчеты продаж продукции или планы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса, уровень цен и другие условия рыночной конъюнктуры. На основе показателей сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и другие показатели;
· экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т.д.);
· утвержденная учетная политика.