Стимулирование предпринимательства в Российской Федерации пока недостаточно эффективно. Несмотря на финансовую поддержку со стороны государства, наблюдается низкая динамика роста предпринимательства. Главной проблемой стимулирования предпринимательства в РФ является малый объём финансирования. Так, глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина считает, что объем поддержки малого бизнеса в России пока недостаточен. «За последние 5 лет объем вырос в пять раз, в этом году он составил 24 млрд рублей, но это не масштабная мера, объем поддержки пока недостаточный»
Напомним, в конце июня премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что правительство дополнительно выделит 5 млрд рублей на поддержку малого и среднего бизнеса.
Как пояснила тогда Набиуллина, 2 млрд рублей из этих средств будет направлено на поддержку программ в области малого инновационного предпринимательства. Часть денег будет выделена на содействие развитию лизинговых программ. Малые инновационные предприятия смогут получить грант до 1 млн рублей для оборудования в лизинг. Еще 2 млрд рублей из общей суммы будет направлено на развитие предпринимательства в монопрофильных городах. Муниципальные программы смогут получить от 50 до 200 млн рублей.
Сегодня глава МЭР отметила, что некоторые позитивные изменения в сфере малого бизнеса все же происходят. В частности, по ее словам, «относительно сработал уведомительный порядок начала деятельности». «После подачи уведомления проблем практически не появлялось, процесс достаточно простой», - сказала Набиуллина, добавив, что действенной мерой оказалось и ограничение количества проверок малого бизнеса. Тем не менее, заявила министр, динамика роста малого бизнеса - около 20% в прошлом году - не устраивает правительство.
Проблема роли и места государства в регулировании предпринимательства в России является многоплановой. В настоящее время прежде всего следует отметить, что термин “государственное регулирование” уже не отражает всех сторон, которые необходимо решать государству в процессе формирования рыночной экономики.
Правовой аспект системы поддержки предпринимательства в России, если рассмотреть прежде всего его количественную сторону, развивается довольно активно. Количество нормативных актов, изданных даже за последние пять лет, трудно поддается простому перечислению. Одновременно их анализ показывает, что группа нормативных документов, регулирующих основные правила предпринимательской деятельности, получила, как отмечалось выше в данной главе, логическое завершение после принятия второй части Гражданского кодекса РФ.
Данную группу можно назвать базовой, без которой социально ориентированная рыночная экономика в общепринятом мировом понятии в принципе существовать не может. Однако правовой аспект системы поддержки предпринимательства складывается не только из документов, регулирующих процесс предпринимательской деятельности, но и из специальных нормативных актов, направленных прежде всего на развитие и стимулирование предпринимательства. Как отмечалось, в царской России этому вопросу уделялось очень большое внимание. В последние годы законодательное регулирование предпринимательства, направленное на поддержку со стороны государства, в основном сконцентрировалось вокруг малого и среднего бизнеса. Появился целый ряд специальных документов всех уровней (законов и постановлений, принятых Государственной Думой, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и т.д.) .
Однако предпринимательство в России - это не только малый и средний бизнес, основным признаком которого является численность работающих. Существуют к другие важные стороны предпринимательской деятельности, требующие целенаправленной поддержки со стороны государства. Среди них прежде всего следует выделить:
• налоговую политику и налоговое законодательство;
• инвестиционное законодательство:
• законодательство с целью протекционизма отдельным наиболее важным отраслям экономики и т.д.
Эти и многие другие аспекты поддержки предпринимательства законодательно регулируются только в отдельных документах, не получая практической реализации в экономической жизни страны.
Разработка теоретических и правовых вопросов государственной системы поддержки предпринимательства может принести реальные результаты только при условии, если вся система государственной поддержки будет обеспечена конкретными организационными мероприятиями. Данная проблема - реализация государственной поддержки предпринимательства - является, наиболее сложным аспектом всей задачи, так как механизм претворения в жизнь любых нормативных актов в процессе экономической реформы - это сложный процесс, требующий большой организационной работы, прежде всего в регионах.