Упрощенная система налогообложения задумывалась в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. Об этом не раз заявляли и высшие органы государственной власти. В Бюджетном послании Федеральному Собранию от 24 мая 2005 года Президент РФ призвал повысить верхний предел дохода, при котором возможен переход на упрощенную систему налогообложения для малых предприятий, назвав это одним из приоритетов налоговой политики на 2005-2006 гг.
Теперь же организация может перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев года, в котором подается заявление о переходе, ее доходы, определяемые согласно ст. 248 НК РФ, не превысили определенный лимит. С 22 июля 2009 г. его размер составляет 45 млн руб. (п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ, пп. "а" п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ).
Отмечу, что этот лимит применяется по 30 сентября 2012 г. включительно, пока приостановлено действие абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ (ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Закона N 204-ФЗ).
Кроме того, указанную величину предельного дохода для перехода на УСН (45 млн руб.) теперь не нужно индексировать на коэффициент-дефлятор. Дело в том, что действие абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ приостановлено до 1 января 2013 г. (ч. 2 ст. 2 Закона N 204-ФЗ).
Таким образом, в 2009 - 2011 гг. для перехода на УСН с начала следующего года доходы организации за 9 месяцев не должны превышать 45 млн руб. (см. также Письма ФНС России от 31.08.2009 N ШС-22-3/672@, УФНС России по г. Москве от 20.10.2009 N 16-15/109387).
Для удобства хочу привести значения предельных размеров дохода для перехода на УСН в таблице.
Таблица №1.
Год, с которого планируется переход на УСН |
Величина предельного дохода за 9 мес. предыдущего года |
с 1 января 2010 г. |
45 000 000 руб. за 9 мес. 2009 г. |
с 1 января 2011 г. |
45 000 000 руб. за 9 мес. 2010 г. |
с 1 января 2012 г. |
45 000 000 руб. за 9 мес. 2011 г. |
Уменьшилось количество видов предприятий, которые не могут применять УСНО по роду своей деятельности. Если по старому законодательству применять УСНО могли фирмы, численностью не более 15 человек, то гл. 262 Налогового Кодекса РФ устанавливает предел средней численности работников в размере 100 человек. Ликвидирован несправедливый запрет на применение УСНО организациями, созданными на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий:
· снижение налогового бремени для фирм, применяющих УСНО;
Произошло количественное снижение суммы налогов, уплачиваемых предприятиями, применяющими УСНО. Фирмы также получили право сами выбирать вид налогообложения по УСНО, что тоже является косвенным снижением налогового бремени. Было отменено приобретение патента на применение УСНО. При этом поступление налогов в бюджетную систему страны увеличилось, за счет возрастания количества предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения.
· упрощение процедуры перехода на УСНО;
· упрощение процедуры уплаты УСНО;
Для уплаты УСНО достаточно подать декларацию с расчетом суммы авансовых или итоговых платежей по упрощенному налогу. Не требуется предварительно предоставлять в налоговые органы расчет доходов по УСНО, выписку из книги доходов и расходов и т. д.
К достоинствам УСНО можно отнести:
· значительную экономию на налогах и налоговой документации. Фирма платит только один налог (единый) вместо нескольких, соответственно в налоговые органы предоставляется меньшее количество налоговых деклараций;
УСНО предусматривает освобождение от обязанности по уплате налогов на прибыль и на имущество организаций, а также ЕСН единый налог исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие УСНО, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России;
· право не вести бухгалтерский учет за исключением основных средств и нематериальных активов.
Преимуществом использования данного налогового режима является ведение достаточно простого учета без применения способа двойной записи, утвержденного планом счетов и действующими положениями по бухгалтерскому учету. В связи с тем, что упрощенная система представляет собой особый вид организации и ведения учета, положения большинства нормативных документов, по вопросам организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, применяемых при общепринятой системе, не используются в практической работе организации, перешедшей на упрощенную систему. Рациональное сочетание в упрощенной системе бухгалтерского учета основных принципов управленческого и налогового учета является необходимым условием полезности данной системы для субъектов малого бизнеса.