Дебиторская задолженность составляет значительную часть оборотных средств предприятия. У промышленных предприятий она занимает около 1/3 оборотных средств, а, например, у автотранспортных предприятий, не имеющих незавершенного производства и запасов готовой продукции, на долю дебиторской задолженности предприятия приходится до 90% оборотных средств.
В настоящее время, несмотря на сравнительно низкую инфляцию (12 - 13%), сложившаяся система предоплаты покупок (то есть кредитование продавцов покупателями) продолжает широко использоваться, свидетельствуя об отсутствии необходимой конкуренции и несовершенстве сложившихся рыночных отношений. Кроме того, сохранению предоплаты способствует недостаток опыта снабженческо-сбытовой работы в условиях рынка и, как следствие, умение работать с клиентурой, прогнозировать её реакцию на изменение условий оплаты и готовность соблюдать принятые на себя обязательства по своевременной оплате приобретенной в кредит продукции [19, с. 111].
По мере совершенствования макроэкономического управления, развития конкуренции и накопления опыта работы в рыночных условиях, заинтересованные в увеличении производства и соответственно сбыта продукции, будут предлагать своим покупателям все более благоприятные условия оплаты покупок. Такая тенденция уже просматривается в сокращении размеров предоплаты, переходе от 100%-ой к частичной предоплате. В будущем, исходя из опыта стран с развитой рыночной экономикой, можно прогнозировать переход от денежного кредитования продавцов покупателями к товарному кредитованию покупателей продавцами. При этом самим продавцам в случае временного недостатка средств будет выгоднее прибегать к использованию банковских кредитов, чем рисковать потерей покупателей, требуя от них предоплаты.
Та часть дебиторской задолженности, которая обусловлена требованием предоплаты, практически не зависит от предприятия. Она будет рассматриваться в качестве постоянной, неуправляемой величины. Предприятие в данном случае выступает в роли покупателя, вынужденного соглашаться на предложенные продавцами условия.
Для любого предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, произвести продукцию только полдела. Другая часть дела ─ продать продукцию и получить за нее деньги, ведь именно покупатель приносит производителю прибыль.
Условия, на которых предприятие продает свою продукцию, могут быть разными. От покупателя может требоваться предоплата или оплата в день покупки, но может быть предоставлена отсрочка платежа. В этом случае продукция продается в кредит. Стоимость поставленной, но не оплаченной продукции образует дебиторскую задолженность (ДЗ) предприятия. Её величина равна произведению объема среднедневных продаж Q, руб./дней, на средний период полного расчета покупателей за полученную продукцию, или на средний период оборота дебиторской задолженности Т, дней, то есть [19, с. 113]:
ДЗ = QТ, руб. (1.3)
Средний период полного расчёта Т за проданную продукцию - это средневзвешенный (по объёму продаж) срок оплаты.
В эффективно работающей рыночной экономике с реальной конкуренцией между производителями продукции появление дебиторской задолженности обычно является следствием свободно принятых решений о предоставлении покупателям отсрочки платежа за проданную продукцию. Именно эти решения представляют основное содержание проблемы управления дебиторской задолженностью. Кроме того, причинами возникновения дебиторской задолженности могут быть, во-первых, завышенные оценки кредитоспособности покупателей, не соответствующие реальной готовности последних своевременно оплатить полученную продукцию; во-вторых, воздействие внешних сил, неподконтрольных предприятию.