В нормальной рыночной экономике никто не требует от предприятия продажи своей продукции в кредит. Однако балансы подавляющего большинства производственных предприятий свидетельствуют о наличии у них крупной дебиторской задолженности. Это означает, что большинство предприятий осознанно отказываются требовать от покупателей немедленной оплаты покупок, поставляя им продукцию с отсрочкой платежа, т.е. предоставляя им товарный (коммерческий) кредит. Очевидная причина этого - выгодность предприятия такого кредитования покупателей. Увеличение сбыта за счет предоставления покупателям товарного кредита позволяет предприятию полнее загрузить свои производственные мощности и получить за счет этого дополнительную прибыль. К предоставлению товарных кредитов более склонны предприятия, имеющие резервы производственных мощностей и выпускающие высокорентабельную продукцию.
Предоставление товарного кредита требует от предприятия определенных затрат, часть из которых оно старается переложить на самих покупателей, в частности, через повышенные цены, предлагаемые им при покупке с отсрочкой платежа.
Предприятия, намеревающиеся перейти к продажам с отсрочкой платежа, прежде всего, должны определиться по следующим трем вопросам [34, с. 52]:
какие условия предоставления товарного кредита выгодны предприятию и могут быть предложены покупателям;
кому из покупателей следует предоставить товарный кредит, а кому - нет и как первых от вторых? Этот вопрос называется анализом кредитной политики;
как будет организовано получение от покупателей оплаты за проданную в кредит продукцию.
В случае продажи товара с отсрочкой платежа основным документом, подтверждающим передачу товара покупателю и служащим для фиксированного факта продажи бухгалтериям продавца и покупателя, является накладная (товарная или товаротранспортная), выписанная продавцом на имя покупателя, удостоверившего подписью своей или доверенного лица получение товара. В случае заключения достаточно крупной сделки или возможных трудностей с оплатой счета продавец может попросить покупателя выписать вексель, то есть выдать обязательство полной и безусловной оплаты в указанный срок.
Для управления дебиторской задолженностью компании нужна различная информация о дебиторах и их платежах. Как правило, такие сведения можно получить путем доработки системы бухгалтерского учета. Однако, прежде чем приступить к доработке системы, следует определить принципы учета и контроля дебиторской задолженности.
Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточно типичны [34, с. 52]:
нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;
не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;
отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;
не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;
функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.