Вопросы организации, новых форм и методов финансового контроля приобретают особую актуальность в свете реформирования бюджетных учреждений, поскольку финансирование учреждений на основе государственных (муниципальных) заданий, а не на основе принятых смет, предполагает новые подходы к контролю и смещение акцентов в контроле на вопросы выполнения государственных (муниципальных) заданий. На уровне Пермского края должны быть приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие повышение эффективности органов финансового контроля, а также организацию внутреннего контроля как на уровне главных распорядителей бюджетных средств, так и на уровне отдельных учреждений.
Несмотря на достаточно высокий уровень развития современных информационных технологий в организации бюджетного процесса в Пермском крае, имеются значительных резервы по их эффективному использованию в управлении государственными (муниципальными) финансами края. Это касается необходимости интеграции ведомственных информационных ресурсов в единую информационную систему управления общественными финансами края, скорости и формализации процедур обмена информацией между органами исполнительной власти, государственными органами Пермского края на всех этапах бюджетного процесса.
Выстраивается взвешенная государственная долговая политика, которая строится на привлечении целевых кредитных ресурсов из федерального бюджета.
В 2009-2010 годах из федерального бюджета привлечены кредиты на строительство и ремонт автомобильных дорог на общую сумму 608,2 млн. рублей, в 2010 году - на поддержку монопрофильных муниципальных образований в размере 292,4 млн. рублей.
Объем государственного долга Пермского края соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и не превышает законодательно установленный уровень. По состоянию на 01 января 2010 г. государственный долг составлял 447,8 млн. рублей (0,9 % от доходов бюджета за вычетом безвозмездных поступлений), на 01 января 2011 г. - 975,4 млн. рублей (1,8 % соответственно).
Соотношение объема государственного долга за вычетом выданных гарантий к доходам краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений по итогам за 2009 год составляло 0,8 %, за 2010 год - 1,7 %.
Основной целью Министерства финансов Пермского края в данном направлении является проведение мероприятий по повышению устойчивости бюджета края, в том числе путем формирования резервов для обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления временно свободными денежными средствами бюджета, что приведет к обеспечению расходов бюджета края собственными доходными источниками без привлечения либо с минимально возможным объемом привлечения кредитов кредитных организаций. Прогнозный объем финансирования мероприятий Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на весь период представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Прогнозный объем финансирования мероприятий Программы по повышению эффективности бюджетных расходов, млн. руб.
Источники финансирования |
2011 |
2012 |
2013 |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
федеральный бюджет и бюджет Пермского края |
174,9 |
184,9 |
156,2 |
516,0 |
местные бюджеты |
5,0 |
10,0 |
10,0 |
25,0 |
Итого |
179,9 |
194,9 |
166,2 |
541,0 |
Таким образом, стоящие перед Пермским краем задачи повышения эффективности бюджетных расходов носят разноплановый и комплексный характер. Их решение требует тесной координации всех исполнительных органов государственной власти Пермского края, а также взаимодействия с муниципальными образованиями, которые наиболее оптимально и эффективно возможно обеспечить на основе программно-целевых методов управления.