Начало возрождения частного предпринимательства было положено принятием в 1987 г. закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», который сформулировал новую институциональную задачу для частного бизнеса, а также основы формирования предпринимательства.
Но, возвращаясь к тезису о том, что предпринимательство было запрещено советской властью, можно ли, положа руку на сердце, запретить талант, предприимчивость, изобретательность? Человеку хоть сколько-нибудь знакомому с историей советского периода хорошо известны, какие возможности предпринимательства открыла советская власть широким массам советских людей в самых разных областях общественной, экономической, технической, научной жизни.
«Время вперёд» - знаменитый лозунг первых советских пятилеток, когда страна строила, училась и растила такие предпринимательские кадры. Создатели новых отраслей промышленности, которых не было в царской России: авиационной, танкостроения и тракторостроения и т.д. Все они были предпринимателями самого высокого класса. Однако подчеркнем, что в 30-е годы в СССР было запрещено не предпринимательство, а извлечение прибыли за счёт эксплуатации наёмной рабочей силы.
В этой связи следует различать предпринимательство в капиталистическом обществе и предпринимательство при социализме. По содержанию они мало, чем различаются, но по целевым параметрам различаются существенно.
Дух капитализма, воспетый М. Вебером в рамках протестантской этики и воплощённый в вечной погоне за наживой, личной выгодой, который К. Маркс назвал основным движущим мотивом предпринимательской деятельности, есть в тоже время, квинтэссенция капитализма как социально-экономической системы.
Дух социализма имел в своей основе совсем другой движущей мотив - это не личная прибыль, а служение своему народу, хотя и в этом и в другом случае присутствует мотивация предпринимательской активности как таковой. Радость и удовлетворение от процесса и результатов самостоятельной деятельности, которой присущи инновации и поиски точки наиболее благоприятных условий приложения сил, у предпринимателей-капиталистов - во имя личной выгоды, у предпринимателей социалистической направленности - во имя интересов общества.
Именно эта разница в целевых устремлениях предпринимателей в рамках различных экономических систем обуславливает до сих пор особенности развития предпринимательской деятельности в России в новых социально-экономических условиях.
Предпринимательство создаёт предпосылки для появления и функционирования бизнеса и, внедряя инновации в функционирующий рынок, взрывает его структуру, тем самым провоцирует появления разветвлённой сети сильного бизнеса.
Бизнес принимает пальму первенства и начинает использовать внедрённые инновации, тем самым, способствуя появлению сильного разветвлённого бизнеса, который в дальнейшем успокаивает рынок до следующих новых внедрений инноваций со стороны предпринимательства. При этом малый бизнес - это любая экономическая деятельность на малых предприятиях, приносящая прибыль.
В малом бизнесе главным субъектом выступает предприниматель, рационально соединяющий факторы производства на личной инновационной, инициативной, рисковой основе под свою полную экономическую ответственность с целью получения прибавочной стоимости (предпринимательского дохода). Малое предпринимательство представляет собой многочисленную группу мелких собственников, в значительной мере определяющих социально- экономический и в определённой мере политический уровень развития цивилизованных стран.
Таким образом, бизнес и предпринимательство - это две неразрывно связанные структуры способные влиять на развитие экономики стран и отдельных регионов. Сейчас это мнение разделяют многие политики, экономисты и практики, однако по их же утверждению признание значения предпринимательства по-прежнему недооценивается в нашей стране.
Именно поэтому перед правительством остро стоит задача о необходимости изменения приоритетов в социально-экономической политике, суть которой состоит в переходе от экспорта сырья и энергоресурсов к производству и экспорту промышленной продукции.
Очевидно, что решение данной проблемы потребует существенного повышения конкурентоспособности российской промышленной продукции и как следствие развития предпринимательства как малого, так и крупного.
Развитие малого предпринимательства происходит весьма неравномерно как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Около четверти малых предприятий сосредоточены в Москве, а подавляющее большинство малых предприятий России занимаются торговлей и общественным питанием, в то время как число производственных и научных малых предприятий неуклонно сокращается. Российский малый бизнес также обладает некоторыми особенностями, отличающими его от малых предприятий зарубежных стран. Наиболее значимыми из них являются: