диверсификационная стратегия деятельности, которая предполагает совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности;
стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;
общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке;
неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий;
низкий управленческий уровень;
стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.
Результативность деятельности малого бизнеса пока невысока - в макроэкономическом разрезе, в масштабах государства. Несмотря на рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России явно не отражает их потенциала. На низком уровне по сравнению с крупными и средними предприятиями находится инвестиционная активность малых предприятий: доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет только около 3%.
Доля малых предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции, пока невысока. Подавляющее большинство малых предприятий выпускает продукцию, неконкурентоспособную не только на внешних, но и на внутренних рынках.
Ещё один проблемный аспект функционирования российского малого бизнеса - его устойчивая связь с теневой экономикой.
Во-первых, часто происходит нарушение режима регистрации при функционировании малых предприятий. Разрешительный способ возникновения юридических лиц является средством контроля за надлежащим их образованием, который позволяет осуществлять предварительный контроль до фактического начала их деятельности. Контроль при создании предприятий имеет целью исключить или воспрепятствовать осуществлять незаконную экономическую деятельность.
Юридический статус любое предприятие приобретает только в результате государственной регистрации. При внесении изменений и дополнений в уставные документы учредитель обязан представить их на перерегистрацию. В процессе перерегистрации регистрационная палата и местная администрация осуществляют текущий контроль за их деятельностью.
Несовершенство действующего законодательства о регистрации предприятий в определенной степени способствует криминализации экономики. По различным оценкам примерно половина малых предприятий - «мертвые» и не ведут никакой деятельности. Они либо не начали работать, либо прекратили свою деятельность и фактически не существуют, не будучи ликвидированными в юридическом смысле. Это связано с тем, что, с одной стороны, ликвидация предприятия может быть достаточно трудным делом. С другой стороны, отсутствие эффективного контроля за добросовестностью ведения бизнеса позволяет создавать фирмы-однодневки и бросать их в случае необходимости.
Главным на данный момент времени тормозом развития малого бизнеса является малая величина индивидуального капитала. Самофинансирование - главный источник стартового капитала и пополнения уже вложенных в бизнес средств. Лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит, но здесь возникает еще одна сложность - оформление кредита.
Коммерческие банки неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить более высокий ссудный процент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих предпринимателей хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большинства банкротств. Финансовое положение малого бизнеса особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от крупных предприятий, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.
Вследствие названных причин отличительной чертой малого предпринимательства в России является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении малого бизнеса, "вымывании", вытеснении малых предприятий из производства в процессе жесткого "естественного отбора" в условиях рыночной конкуренции.