Это зависимость используется при планировании цен и объёма продаж. Конечно, форма взаимосвязи для отдельных товаров, товарных рынков, времени года, направления моды, качества продукции и другие различна.
. Расчёт скользящей средней величины продаж определяется путём деления фактического объёма продаж на продолжительность анализируемого периода.
Планирование объёма продаж принимается равный этой величине.
. Метод взвешенной скользящей средней отличается от предыдущего тем, что в модель вводятся весовые коэффициенты, отражающие влияние различных факторов.
. Метод «следящего сигнала» учитывает ошибку прогноза и рассчитывается путём деления суммы отклонений на среднее отклонение. Нормальное отклонение должно быть 3,0 - 7,0. Если показатель выходит за эти пределы, то метод подлежит усовершенствованию.
В зависимости от типа потребителя (конечные потребители или оптовые покупатели) выделяют два подхода к прогнозированию объёма продаж.
Для оптовых потребителей объём продаж рассчитывается на основе конечного использования их продукта с учётом развития отраслей, научно-технического прогресса и др. Объём продаж конечного потребителя рассчитываются по «доле рынка предприятия» на основе среднегодовых темпов роста ёмкости целевого рынка в прошлом. В следующем месяце к исходной величине продаж добавляют фактические продажи за последний месяц и вычитают этот показатель за 1 месяц ретроспективного периода.
Расчёт объёма продаж может вестись методом прямого счёта на основе рациональных норм потребления на душу населения.
Эффективность применения этих методов зависит от конкретных условий и специфики хозяйственной деятельности предприятия.
Под объектами прогноза продаж можно понимать продукты, услуги, комбинацию продуктов и услуг, и даже проект. Другие элементы продаж, проистекающие из специфики товара, делают прогнозирование более или менее применимым. Прежде всего, имеются в виду стоимость товара (средняя стоимость сделки) и цикл продажи (секунды, как на финансовом рынке, минуты, как в магазине, либо дни, недели, месяцы, кварталы, годы). Чем больше средняя стоимость сделки и чем длиннее (и сложнее) цикл продажи, тем лучше подойдет прогноз продаж.
В идеале в такой системе комфортно будет тем, кто продает сложные продукты и услуги (высокие технологии, оборудование) крупным клиентам. Нередко фоновые доходы (мелкие сделки и подобное) составляют определенную часть дохода компании, а сверх того она зарабатывает на крупных сделках. Прогноз продаж предлагает простой механизм получения целостной картины.
Прогноз продаж дает возможность увидеть, от чего в данный момент зависит успех или провал того или иного отдела, и компании в целом. На базе методов прогнозирования продаж составляется бюджет продаж.