Председатель и Совет директоров:
разрабатывают и осуществляют необходимые меры по реализации денежно-кредитной политики государства;
устанавливают общий размер эмиссии денег и нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
утверждают процентные ставки рефинансирования КБ;
принимают решения о структурных подразделениях центрального аппарата и местных органов Банка;
определяют правила работы кредитных учреждений;
утверждают смету расходов и отчет о годовой деятельности Банка;
осуществляют оперативное руководство денежно-кредитной системой страны. Председатель Банка представляет его в органах государственного управления, руководит работой Совета директоров, подписывает нормативные документы и приказы и несет ответственность за выполнение функций и задач банка в области организации денежно-кредитных отношений.
В целях деполитизации Центрального Банка его Председатель и члены Совета директоров не могут состоять в общественно-политических партиях и религиозных организациях, не имеют права работать по совместительству (кроме педагогической и научно-исследовательской работы), занимать какие-либо должности в кредитных учреждениях, разглашать служебную информацию и получать кредиты на потребительские нужды в других банках.
Для координации работы Банка, законодательных и исполнительных органов власти, министерств и ведомств при Центральном Банке создан Национальный банковский совет (НБС). В его состав входят 12 человек, их которых двое являются членами Совета Федерации, трое - депутатами Государственной Думы, трое - представителями Президента РФ, трое - членами Правительства РФ. В состав НБС включается также Председатель Банка России.
В компетенцию НБС входит:
) рассмотрение годового отчета Банка России;
2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год общего объема расходов на содержание служащих Банка России, на их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование; общего объема капитальных вложений и прочих административно-хозяйственных расходов;
) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ;
) рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (в том числе, их проекта);
) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах КО;
) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России;
) утверждение правил бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ и т. д.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе. Эта подотчетность Банка выражается в принятии Думой следующих актов:
назначение на должность и освобождение от должностных обязанностей Председателя Банка России и членов Совета директоров;
проведение парламентских слушаний о деятельности Банка с участием Председателя и членов Совета;
обсуждение докладов Председателя об итогах годовой деятельности банка и реализации основных направлений денежно-кредитной политики правительства;
направление и отзыв своих представителей в НБС в рамках квоты (3 человека);
рассмотрение и утверждение годового отчета и аудиторского заключения;
принятие решения о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений (только на основании предложения Национального банковского совета).
Отчетный период Банка установлен с 1 января по 31 декабря каждого календарного года. Структура баланса определяется Советом директоров с учетом опыта работы центральных эмиссионных банков других стран. Срок предоставления годового отчета Государственной Думе - до 15 мая следующего года.
Годовой отчет содержит:
анализ состояния экономики, денежного обращения, финансирования, кредитования, расчетов и валютного положения;
мероприятия по реализации денежно-кредитной политики правительства;
годовую финансовую отчетность Банка;