регулирование размера ссудного процента путем установления учетной ставки по кредитам Банка России (ставки рефинансирования);
установление правил осуществления расчетов в РФ;
установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций; выдача и отзыв лицензий кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;
регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями;
осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
осуществление валютного регулирования, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определение порядка осуществления расчетов с иностранными государствами;
организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки [24, с. 539-540].
По мнению Иванова В.В., Соколова Б.И., особенность организационно-правовой формы Банка России связана с двойственной природой, присущей всем центральным банкам. Он одновременно выступает в роли государственного органа, проводящего политику в финансовой сфере, ив роли банка - субъекта коммерческой деятельности. Более того, проведение политики связано с совершением сделок на финансовых рынках. При этом Центральный банк располагает большими, в определенном смысле неограниченными возможностями коммерческой деятельности и получения прибыли, прежде всего потому, что является монополистом в эмиссионной сфере. Чтобы контролировать действия банка в интересах общества, государство как собственник ограничивает его права владения, пользования и распоряжения имуществом целями деятельности, к которым относятся защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. В Законе специально подчеркивается, что прибыль не является целью Банка России. После утверждения годовой финансовой отчетности Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной прибыли, остающейся после уплаты налогов.
На практике довольно сложно отделить операции центрального банка, проводимые с целью максимизации прибыли, от операций с целью финансовой стабилизации. Например, спекулятивные операции с бумагами открытого рынка можно представить как защитные операции с целью корректировки сезонных колебаний ликвидности банковской системы. Поэтому вопросы контроля остаются камнем преткновения различных интересов.
Общая характеристика института центрального банка экономистами сводится к тому, что это независимый государственный орган. Иными словами, центральный банк - это государственный орган, структура которого обособляется от остальных государственных органов, и, следовательно, у него есть возможность использовать собственную власть независимо от других государственных органов.