В функциях Центрального Банка проявляется его сущность как учреждения, которое проводит определенную денежно-кредитную политику, валютное регулирование и пруденциальный надзор. Ранее отмечалось, что сущность любого Центрального Банка обусловлена, в конечном счете, двумя причинами - необходимостью регулировать денежную систему, с одной стороны, и финансовую - с другой. Учитывая сказанное о правовом статусе Центрального Банка, сделаем вывод, что в известном смысле функции Центрального Банка производны не только от экономических потребностей регулирования денежной системы, но и от сущности и функций государства, поскольку Центральный Банк занимает определенное место в системе разделения властей. Он обладает той степенью независимости, которая ему предоставлена государством и закреплена в законах.
Функции Центрального Банка - основные направления его деятельности в сфере регулирования денежно-кредитной и финансовой систем, а также банковской деятельности. При этом банковское регулирование детерминировано спецификой его объектов. Такими объектами являются денежно-кредитная, финансовая система и банковская деятельность.
Все функции по степени их конкретизации можно разделить на общие и конкретные. К общим относятся функции, так или иначе проявляемые в любой деятельности центрального банка. Это функции банковского регулирования и банковского надзора. Поскольку они являются общими, то их можно рассматривать не только как основные направления, но и как виды деятельности Центрального Банка.
Функции реализуются с помощью определенных законами методов и форм банковской деятельности, к которым относятся:
а) правотворческая;
б) организационная;
в) исполнительная;
г) правоприменительная;
д) правоохранительная.
Правотворческая форма осуществления функций выражается в издании банковских норм; организационная - в различных мероприятиях по управлению процессами регулирования и банковского надзора; исполнительная - в непосредственной деятельности служащих Центрального Банка (выполнении ими своих функциональных обязанностей).
Возможность и эффективность банковского регулирования во многом предопределены особенностям общественных отношений. Регулировать можно конкретные волевые общественные отношения, возникающие, например, в связи с принятием решения об эмиссии, о заключении договора между центральным банком и коммерческим банком о ломбардном кредите. Но есть и такие объективно складывающиеся общественные отношения, которые не зависят или только отчасти зависят от регулирования со стороны центрального банка. Например, если денежная база в определенной мере зависит от усилий центрального банка, то этого нельзя сказать в отношении всей денежной массы, рост которой зависит от множества факторов, большая часть которых может только прогнозироваться. В этих случаях речь может идти только о косвенном, а не о прямом регулировании денежной массы в обращении.
Существует сфера независимых экономических (базисных) отношений, развитие которых только в долгосрочной перспективе зависит от деятельности центрального банка. Это все те общественные отношения, которые в совокупности представляют собой реальный сектор экономики. Причем ошибочными решениями его можно быстро разрушить, но даже самыми правильными и наиболее целесообразными средствами денежно-кредитной политики его можно только постепенно и настойчиво создавать (инвестиции в экономику, долгосрочные кредиты, высокий уровень доверия к банкам со стороны вкладчиков и различных клиентов и т. п.). Мгновенных результатов здесь, как правило, не бывает. Прямое и даже косвенное регулирование не эффективно. В таких случаях речь должна идти не о регулировании, а о воздействии на эти общественные отношения со стороны Центрального Банка. Результат такого воздействия зависит не только от усилий центрального банка, но и от эффективности экономической деятельности в целом.
Таким образом, следует различать, с одной стороны, прямое и косвенное регулирование, а с другой - регулирование и воздействие на денежно-кредитную, финансовую и банковскую системы со стороны центрального банка. Такая классификация функций имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В практическом плане это означает, что в Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» можно было бы закрепить не только ближайшие, но и перспективные цели Банка России. Последними являются улучшение экономических показателей в промышленности и в сельском хозяйстве, благосостояние страны в целом. Главным показателем в работе Банка России должен быть рост ВВП.
В специальной литературе высказываются различные мнения по проблеме понятия и видов банковского регулирования. Так, Н. Ю. Ерпылева пишет, что «банковское регулирование - это система специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами (например, парламентом в виде законов), иными властными структурами (например, Центральным Банком в виде инструкций), а также негосударственными саморегулируемыми организациями (например, Ассоциацией банков в виде Кодекса банковской практики), которые имеют своей целью ограничение банковской активности и главным образом банковских операций».