В этом определении акцентируется внимание на нормах, что на наш взгляд, недостаточно. Нормы - только начальный элемент в системе и механизме регулирования банковских отношений.
Следующий элемент - реализация этих норм. Может получиться, что все необходимые нормы есть, но они не применяются или применяются недостаточно. Например, издания законов, регламентирующих банковскую деятельность, недостаточно. Нужна законность - точное соблюдение законов. В противном случае нет оснований для утверждения о том, что банковская деятельность регулируется Центральным Банком. То же можно сказать и о финансовых нормативах, установленных Центральным Банком, с помощью которых регулируются достаточность капитала, надежность, ликвидность и платежеспособность кредитных организаций. Если эти нормативы установлены, но не выполняются, то тем самым создается угроза для законных интересов акционеров и вкладчиков и ни о каком регулировании речь не идет. Вот почему мы полагаем, что банковское регулирование включает банковские нормы и практику их применения. С этой точки зрения можно говорить об уровне законности в банковской деятельности, о степени надежности кредитных организаций, о соблюдении установленных для них нормативов.
Существуют два вида банковского регулирования: валютное и пруденциальное. Задача валютного регулирования - проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики. Оно является инструментом достижения макроэкономических целей государства. Задача пруденциального регулирования - обеспечение стабильности и надежности банков, защита интересов акционеров и вкладчиков [13, с. 150-151].
По мнению Н. Ю. Ерпылевой, пруденциальное регулирование имеет две цели:
). защиту вкладчиков как потребителей банковских услуг от риска краха каждого конкретного банка;
). защиту банковской системы в целом от рисков возможной «цепной реакции» кризисов ряда банков [18, с. 48].
В соответствии с этими целями различаются три функции регулирования: превентивная (деятельность по минимизации рисков в работе банков); защитная (защита интересов вкладчиков в случае конкретного банка); обеспечительная, призванная обеспечить финансовую поддержку конкретного банка, если он находится в кризисном состоянии. Центральный Банк в этой ситуации выступает в роли кредитора последней инстанции.
С этим можно согласится, но с некоторыми оговорками.
Во-первых, вкладчики не являются потребителями услуг. Потребление услуг возможно в том случае, если услуга полностью потребляется, а не используется для создания прибавочной стоимости. В этом смысле, на наш взгляд, законодательство не позволяет провести грань между рантье и потребителем. На сегодняшний день закон не создает возможности рассматривать вкладчика как потребителя.
Во-вторых, защитная функция имеет более широкое значение. Она включает защиту только тех интересов вкладчиков, которые являются публичными интересами. Причем должны быть защищены все публичные интересы в сфере банковской деятельности.
В-третьих, обеспечительная функция одновременно может быть валютной, когда Банк России выдает стабилизационные кредиты для поддержания проблемного банка.
Помимо общих функций, есть и конкретные.
Банк России выполняет следующие функции (ст. 4 Федерального закона):
во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;