В РФ введена 3-хуровневая система налогообложения организаций и физических лиц. Первый уровень - федеральные налоги и сборы. Они действуют на всей территории РФ и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счёт них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Льготы по федеральным налогам закрепляются только федеральными законами, но представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов и сборов определяются парламентом РФ - Федеральным Собранием РФ. Однако ставки сборов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается в Налоговом Кодексе РФ и не может быть изменён иначе, чем путём внесения изменений в Налоговый кодекс.
Статус федерального налога или сбора не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. В законе о федеральном бюджете на соответствующий год могут быть установлены нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты нижестоящих уровней: региональный и местный.
Для того чтобы дать наиболее полную характеристику сборов, необходимо для начала понять отличие налогов от сборов. Во-первых, налоги индивидуально безвозмездны и не предполагают персонально-обменных отношений с государством. Какое-либо встречное удовлетворение для налогоплательщика здесь не предусматривается. В свою очередь, сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. Это может быть предоставление прав, выдача лицензий, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных или иных юридически значимых действий. Таким образом, уплата сборов подразумевает определенную эквивалентность отношений с государством. Разумеется, эта эквивалентность условная, поскольку речь не идет о равнозначном обмене рыночного, гражданско-правового типа. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Сущность сбора - компенсация затрат государства на предоставления таких услуг плательщику сбора. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства их предоставления, в том числе и в судебном порядке.
Во-вторых, в отличие от налога, который всегда выступает в виде денежного платежа, сбор может быть внесен различными способами. Не случайно законодатель именует налог “платежом”, а сбор - “взносом”. Причем в определении сбора, закрепленной в ст.8 Налогового Кодекса РФ, какое-либо упоминание о денежной форме платежа отсутствует.
В-третьих, цель налогообложения - покрытие совокупных расходов публичной власти. Согласно опять же ст.8 Налогового Кодекса РФ налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. В определении сбора подобное указание отсутствует, поскольку целевое назначение сбора несколько иное - компенсировать издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.
В-четвертых, требование определенности применительно к налогам и сборам существенно различается. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все прямо перечисленные в ст.17 Налогового Кодекса РФ элементы налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, а в необходимых случаях - налоговые льготы. При установлении же сборов, согласно п.3 ст.17 Налогового Кодекса, их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. То есть не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора. В Определении от 08.02.2001 N 14-О Конституционный Суд отметил, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.
В-пятых, налог предполагает определенную регулярность, систематичность уплаты. Именно поэтому важнейшим элементом налога является налоговый период - промежуток времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях. Большое значение играет здесь свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.