В-шестых, уплата налога основывается на соразмерности налогообложения. Согласно п.1 ст.3 Налогового Кодекса РФ при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Таким образом, размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика, с изменением налоговой базы он пропорционально или прогрессивно изменяется. Условно говоря, “богатые” и “бедные” платят разные налоги. Размер же сбора должен быть одинаков для всех плательщиков, в отношении которых совершаются одинаковые юридически значимые действия, поскольку этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабами оказываемых услуг. Это справедливо, ведь если услуга одна и та же, то и плата за нее должна быть одинакова. “Обложение пошлинами и сборами базируется на принципе возмещения полезных затрат за счет индивидуальных взносов. Пошлины распределяются согласно обязанности каждого, а не по индивидуальной платежеспособности. В ином случае равенство всех перед законом было бы нарушено”.
В настоящее время все федеральные налоги регулируются НК РФ. В число федеральных входит шесть налогов и два сбора, что представлено на рисунке 1.
федеральный сбор налоговый исчисление
Рис. 1.1. Федеральные налоги и сборы в РФ
Как видно из рисунка 1, в России существует всего два вида сборов, а именно: сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина. Порядок исчисления и уплаты сборов определен гл.25.1 и гл.25.3 Налогового кодекса РФ.
В Приложении 1 приведена общая характеристика сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов введены с 1 января 2005 г. главой 25.1 НК РФ. Данные сборы заменили плату за пользование объектами животного мира и существовавшую систему продажи квот на вылов водных биоресурсов с целью промышленного рыболовства. Данные сборы относятся к федеральным сборам <http://www.grandars.ru/student/nalogi/federalnye-nalogi.html> и обязательны для уплаты на всей территории Российской Федерации. Для каждого сбора установлена своя категория плательщиков, каждая из которых представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Плательщики сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
За пользование объектами животного мира |
За пользование объектами водных биологических ресурсов |
Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации. |
Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. |
Объектом обложения являются перечисленные в Налоговом Кодексе Российской Федерации различные виды животных и птиц, на которых можно охотиться. Объектом обложения сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов являются различные виды рыб и другие объекты водных биоресурсов, на отлов которых требуется разрешение.
Не признаются объектами обложения объекты животного мира и водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (по перечню, утверждаемому Правительством) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.