Появление в Налоговом кодексе гл. 25.3 "Государственная пошлина" и признание Закона от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" наряду с преемственностью по многим положениям обусловило ряд принципиально новых моментов, касающихся администрирования государственной пошлины.
Государственную пошлину официально назвали сбором. Тем самым законодатель внес ясность в вопрос о правовой природе данного платежа.В связи с этим, во-первых, в соответствии со ст.13 Налогового Кодекса РФ и ст.218 Бюджетного кодекса РФ теперь государственная пошлина подлежит зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства.
Во-вторых, на отношения, связанные с государственной пошлиной, распространяются все нормы, регулирующие вопросы уплаты сборов, содержащиеся в гл.1 Налогового Кодекса РФ. В частности, предоставленная ст.333.40 Налогового Кодекса РФ возможность возврата излишне уплаченной государственной пошлины должна исполняться налоговыми органами в соответствии с порядком, предусмотренным ст.78 Налогового Кодекса РФ.
В-третьих, в случае несвоевременной уплаты государственной пошлины (а такое вполне возможно, так как нормы, закрепленные в гл. 25.3 Налогового Кодекса РФ, предусматривают случаи уплаты государственной пошлины в течение определенного срока после совершения юридически значимого действия, за которое платится государственная пошлина) должны применяться нормы ст.75 Налогового Кодекса РФ, закрепляющие обязанность уплаты пени за несвоевременную уплату сбора.
Что же касается привлечения к ответственности плательщиков государственной пошлины в случаях ее неуплаты либо неполной уплаты, то согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 года нормы ст.122 Налогового Кодекса РФ в данном случае применены быть не могут. В то же время Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации" N 174-ФЗ от 23 декабря 2004 г. были внесены изменения в перечень администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации. С 1 января 2005 г. администраторами государственной пошлины являются различные органы государственной власти в зависимости от вида действий, за которые взимается госпошлина (Приложение 2).
Федеральная налоговая служба теперь является администратором только двух видов государственных пошлин. Остальные виды государственной пошлины администрируются шестнадцатью другими государственными и нотариальными органами.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. "О федеральном бюджете на 2005 год" органы управления, за которыми закреплены источники доходов, обязаны осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России, также разъяснено, что администраторами поступлений являются органы власти (а также созданные ими учреждения), осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Кроме того, данным документом определено, что администраторы в рамках бюджетного процесса осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств соответствующего доходного источника.
Однако перечисленные функции администратора поступлений в бюджет практически совпадают с функциями, которые в соответствии со ст.30 Налогового Кодекса РФ возложены на налоговые органы.Следовательно, для выполнения возложенных задач по администрированию государственной пошлины всем органам (за исключением Федеральной налоговой службы, у которой такие структурные подразделения уже есть) необходимо создать системы: учета плательщиков; учета платежей; контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты; начисления пени; принудительного взыскания и т.д.Фактически внутри каждого из шестнадцати государственных органов, являющихся администраторами государственной пошлины, необходимо создать специализирующиеся на одном платеже налоговые службы, а это несомненно потребует затрат значительных средств, трудовых ресурсов и времени.