Для обеспечения эффективной работы гарантийных фондов необходимо прежде всего наладить систему контроля за использованием средств. В этих целях следует создать специальное аналитическое подразделение, укомплектованное высококвалифицированными экспертами, способными оценить реальность предложенного проекта претендента на гарантию по кредиту. Фонд с привлечением независимых экспертов принимает решение только по гарантии. Решение о выдаче кредита, т.е. по движению денег, принимает банк, к которому обращаются за кредитом. Вопросы выдачи кредитов должны быть строго регламентированы нормативными актами. Гарантия - необходимое, но отнюдь не исчерпывающее условие оформления кредита. Дублирование функций гарантийного фонда и коммерческого банка по оценке обоснованности кредитной заявки (гарантии) только кажущееся. Усиление взаимоконтроля предотвращает нерациональное и нецелевое расходование средств.
Своевременно предотвратить возможные нарушения поможет взаимный обмен информацией между банком и фондом в рамках каждого реализуемого проекта, а также доступ уполномоченных сотрудников фонда к основным кредитным документам банка, выдавшего кредит под гарантию фонда (при условии сохранения банковской тайны). Данным целям могут послужить и регулярные отчеты малых предприятий об использовании средств и реализации проектов перед фондом, выдавшим гарантию.
Источниками пополнения средств гарантийного фонда могут стать средства, привлекаемые от субъектов малого бизнеса через механизм обществ взаимного кредитования при предоставлении таким субъектам права преимущественного кредитования. Возможно также привлечение инвестиционного кредита от иностранного инвестора (специализированного фонда или банка) с правом использования средств в качестве гарантийного фонда (например, 20% полученных средств).
Таким образом, необходим целый ряд мер, направленных на развитие системы государственных и муниципальных гарантий для субъектов МП.