Анализируя федеральные законы, содержащие прямое упоминание о льготном кредитовании, можно заключить, что в большинстве случаев оно компенсируется (субсидируется) из бюджетных средств. Ярким примером тому являются законы о федеральных бюджетах.
В них обычно содержится норма о том, что Правительство РФ определяет порядок возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в определенном году в российских кредитных организациях, определенным субъектам. Затем данная норма получает развитие в актах Правительства РФ, которые касаются и субъектов МП.
Существует отдельная категория малых предприятий, предоставление субсидий которым предусмотрено специальными нормативными актами. К ним относятся организации народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее Закон о народных художественных промыслах). Перечень таких организаций утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2004 г. N 586-р.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Государство всегда предоставляло в той или иной степени субвенции и субсидии субъектам МП. Однако в последние годы имеется тенденция к сокращению использования данной формы финансирования. По-видимому, такая форма финансирования малого бизнеса сохранится и в дальнейшем, но предоставляться она будет строго ограниченному кругу субъектов МП и в случаях, определенных законодательством.
Бюджетные кредиты, займы, ссуды.
Следующей формой государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам МП.
Средства из государственного бюджета могут передаваться предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности. Государственное кредитование предпринимательства представляет собой правовую форму вмешательства государства в экономику с целью поддержки социально и экономически необходимых видов производств, состоящую в предоставлении денежных средств в собственность хозяйствующим субъектам с обременением целевого использования и на условиях возвратности, платности и срочности. Общие условия и основные направления государственного кредитования содержатся в ежегодном законе о федеральном бюджете.
Можно выделить следующие отличительные признаки государственного кредитования:
льготный характер. Данные средства предоставляются с уплатой процентов за пользование ими в размере 1/3 или 1/4 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день вступления в силу федерального закона о бюджете. К тому же льгота, связанная с кредитованием субъектов МП, носит несколько иной характер, нежели льготы, относящиеся к налогообложению и ускоренной амортизации. Отличие состоит в том, что льготное кредитование не носит всеобщего характера, поскольку сама возможность ее применения зависит от объема финансовых ресурсов фондов ПМП и условий договорных отношений таких фондов с кредитными организациями;
порядок предоставления. Государственные средства выделяются в пределах финансового года равными долями и, как правило, в пределах средств, поступающих от возврата ранее выданных кредитов;
создание специальных фондов, аккумулирующих как выделенные средства, так и возврат ранее выданных кредитов.
К формам государственного кредитования относятся:
агентское государственное кредитование.
государственное кредитование в форме банковского кредита. В данном случае в отличие от предыдущего банки, участвующие в государственном кредитовании, сами сначала получают кредит в Банке России, а затем предоставляют его заемщикам.