Государственные и муниципальные гарантии. Общества взаимных гарантий.
Перейдем к рассмотрению другой формы бюджетного финансирования МП - к государственным и муниципальным гарантиям.
Главный недостаток государственного финансирования МП заключается в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реально функционирующих малых предприятий, оседая на счетах "карманных" малых предприятий, созданных государственными чиновниками, их подставными лицами, руководителями банковских и других хозяйствующих структур с единственной целью расхищения государственных финансовых ресурсов. Сложившаяся система контроля не обеспечивает целевое использование бюджетных ресурсов. Практика свидетельствует о том, что выборочное предоставление прямых льготных кредитов и субсидий не оказывает должного стимулирующего воздействия на формирование финансов малых предприятий в отличие от осуществления государственной поддержки в форме гарантированного кредита. Поэтому сегодня бюджетные ресурсы должны использоваться не на поддержку конкретных проектов или конкретных предпринимателей, создавая тем самым условия для коррупции, а должны направляться в гарантийные фонды.
Предоставление субъектам МП льготных кредитов, займов, ссуд за счет региональных и муниципальных бюджетов является необходимым фактором развития МП. Однако данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной системы государственных гарантий. Это связано с тем, что выдача льготных займов для субъектов МП, так же как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является достаточно рискованным проектом для организаций, предоставляющих кредиты.
В нашей стране государственные гарантии играют весьма незначительную роль в финансовом обеспечении малого бизнеса. Об этом свидетельствует приведенная ниже статистика.
Виды обеспечения кредитов МП, принимаемые банками (в % к числу опрошенных):
товарно-материальные ценности
(в том числе оборудование) - 97,2;
недвижимость - 83,3;
готовая продукция - 68,0;
гарантии других фирм - 23,6;
гарантии других банков - 2,7;
государственные гарантии - 1,4.
Использование государственных и муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий имеет несомненные преимущества:
гарантирование позволяет эффективнее использовать совокупные финансовые средства гаранта, направленные в сферу поддержки малого бизнеса. Благодаря гарантийно-страховому резерву, который формируется в виде портфеля ценных бумаг, средства гарантийного фонда не лежат на остатках расчетного счета, а используются более эффективно;
создается возможность поддержки малых предприятий, не имеющих стартового капитала и необходимого объема залогового имущества;
увеличивается количество малых предприятий - получателей кредитов (примерно в четыре-пять раз;
появляется возможность реализации крупных проектов межрегиональной значимости на базе консолидации имеющихся финансовых ресурсов;
региональный банковский сектор имеет возможность надежно разместить активы. Для региональных банков это очень важно, поскольку в регионах отсутствуют альтернативные сферы размещения активов. Гарантии дают банкам возможность изменить структуру активов - перевести деньги из финансово-кредитной сферы в сектор реальной экономики. С позиции банка при наличии серьезного обеспечения такие кредиты более предпочтительны, поскольку приносят приемлемый процентный доход в течение длительного времени.
Таким образом, государственные и муниципальные гарантии - это не только эффективный путь использования государственных и муниципальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов. Согласно ст. 115 БК РФ государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.