Выделение субсидий предполагает долевое участие Российской Федерации в целом и ее субъекта в финансировании государственных мероприятий. При этом право собственности на финансируемый объект (проект, программу и т.п.) не изменяется.
БК РФ устанавливает открытый перечень целевых расходов бюджетов субъектов РФ, для финансирования которых из федерального бюджета могут предоставляться субвенции и субсидии. Предоставление субсидий и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ должно быть предусмотрено федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами (п. 1 ст. 78).
Исходя из положений БК РФ, выделение субсидии имеет следующие отличительные особенности:
долевое участие Российской Федерации в программах (мероприятиях) субъектов РФ;
субсидии предоставляются также и физическим лицам.
Предоставление субвенций и субсидий имеет следующие общие черты:
установленные федеральным законодательством цели;
возврат денежных средств, используемых не по целевому назначению, а также в случаях их не использования в установленные сроки.
В научной литературе по-разному оценивается прямое бюджетное субсидирование МП. Одни специалисты считают, что оно должно быть отменено, и выдвигают при этом ряд аргументов. Во-первых, бюджетное субсидирование не обладает гибкостью и оперативностью, поскольку осуществляется через государственные ведомства. Во-вторых, оно ставит субъектов МП в неравное положение. Как правило, субсидий не хватает на всех, кому положено их получать. В-третьих, в нынешних российских условиях практически невозможно избежать нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти при выдаче субсидий.
Другая точка зрения заключается в том, что субсидирование является неотъемлемой формой государственного финансирования малого бизнеса. Считается, что государственную политику поддержки малого бизнеса необходимо направить, прежде всего, на обеспечение его финансовой самостоятельности. Для этого требуется специальная программа, стимулирующая рост собственного капитала этих предприятий. В качестве такой программы предлагается принять федеральную программу субсидирования малых и средних предприятий на определенный период, в которой нужно предусмотреть специальную статью помощи для повышения доли собственных средств.
Полагаю, что нельзя отменять институт государственного субсидирования малого бизнеса, поскольку в некоторых областях экономики без него не обойтись. В то же время к нему нельзя относиться как к панацее для МП. Субсидии целесообразно выдавать лишь в приоритетных областях экономики, например в сельском хозяйстве, промышленности, инновационном бизнесе и т.д. Процедура выдачи субсидий, безусловно, должна быть строго регламентирована для предупреждения злоупотреблений. Необходим также контроль за их выдачей на всех уровнях власти.
Одна из форм предоставления субсидий малому бизнесу отражена в ст. 11 Закона N 88-ФЗ, согласно которой "кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства". Механизм частичной компенсации увеличивает количество получателей финансовой поддержки и облегчает доступ малых предприятий к коммерческим кредитам. Этот вид финансирования требует большого объема бюджетных средств и вследствие этого должен использоваться для поддержки определенных проектов, критерии отбора которых необходимо четко определить и обосновать. В каждом субъекте РФ и муниципальном образовании могут быть свои приоритеты.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 88-ФЗ размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки МП. Таким образом, этот механизм реализуется на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.