. «Нестле» - крупнейшая в мире компания-производитель продуктов питания. Нестле принадлежат 511 фабрик и промышленных предприятий в 86 странах мира, 12 предприятий находятся на территории России.
. Компания «Марс» основана в 1911 году в США, производит кондитерские изделия, некоторые виды продовольствия, готовые корма для домашних животных, электронные системы автоматического платежа и продажи напитков. Компания имеет более 175 предприятий в мире. В России Марсу принадлежит завод кондитерских изделий в подмосковном Ступино.
. Компания «Крафт Фудс Рус» является частью компании Kraft Foods Inc., второго в мире производителя упакованных пищевых продуктов с годовым объемом продаж свыше 37 миллиардов долларов США. Kraft Foods производит и продает свою продукцию в 155 странах мира. Многие марки компании являются мировыми лидерами в своих категориях - шоколад Milka. В ассортименте предприятия присутствует более 200 видов конфет, шоколада, карамели, печенья, вафель, мармелада и тортов. Общий объем производства Крафт Фудс Рус кондитерской продукции составляет 310 тысяч тонн в год.
4.ОАО «Кондитерское объединение «СладКо <http://www.sladco.ru/>» образовалось в 2001 году на базе трех фабрик - «Конфи» (Екатеринбург), «Волжанка», Ульяновск и «Заря» (Казань). «СладКо» входит в пятерку крупнейших компаний на российском кондитерском рынке.
. «Объединенные кондитеры» - один из крупнейших Холдингов в Европе, объединяющий более десятка предприятий по всей России, специализирующихся на выпуске кондитерских изделий. Среди фабрик холдинга такие крупные московские предприятия как ОАО «Рот Фронт», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский».
Перспективные сегменты кондитерского рынка
В связи с известными экономическими событиями, девальвацией национальной валюты, повышением цен на сырье кондитерская отрасль прочувствовала на себе влияние кризисных явлений в середине 4 квартала 2008. По данным Росстата производство кондитерских изделий за январь и февраль текущего года сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,1% до 393 тыс. тонн. Указанное снижение можно считать нормой, так как оно является сезонным.
По мнению Euromonitor International, в период с 2007 по 2012 годы на рынке шоколадных изделий показатель CAGR (cumulative annual growth rate - совокупный годовой темп роста) составит 6,7% в стоимостном выражении.
Потребители все чаще выбирают продукты с высокой добавленной стоимостью, что, на фоне увеличивающейся покупательной способности, ведет к снижению темпов роста рынка шоколада в натуральном выражении. Однако Euromonitor International отмечает, что потенциальная емкость российского рынка шоколада выше той, к которой могут привести ожидаемые темпы роста, поэтому существенные вложения в рекламу и развитие новых продуктов могут повысить продажи. При этом фактором, способным ограничить увеличение спроса в натуральном выражении, является отношение российских потребителей к шоколаду как к вредному для здоровья продукту.
Так что производителям следует приложить больше усилий для информирования потребителей о полезных свойствах шоколада - такая стратегия полностью оправдала себя практически во всех странах Западной Европы. По прогнозам Euromonitor International, в ближайшие годы следует ожидать повышения консолидации рынка - крупные компании продолжат вытеснение мелких производителей. Рынок становится все более насыщенным, поэтому вполне возможно ужесточение ценовой конкуренции, в результате чего значительное количество небольших производителей вынуждено будет покинуть рынок.
Следует отметить, что в сегменте шоколадных конфет в коробках ожидаются наиболее высокие темпы роста - в период с 2007 по 2012 годы розничные продажи ежегодно будут увеличиваться на 7,2% в стоимостном выражении. Более высокие темпы роста в этом сегменте будут определяться растущей покупательной способностью средне- и высокодоходных групп потребителей в крупных городах, а также общей тенденцией премиумизации потребительских предпочтений, характерном для всех потребительских рынков России.
Если же рассмотреть результаты исследования рынка кондитерских изделий за последние 3-4 года, то можно отметить следующее:
ü Снижение темпов роста объема рынка в натуральном выражении;
ü Стабилизация доли импорта в объеме российского кондитерского рынка;
ü Медленное увеличение доли экспорта в объеме произведенной кондитерской продукции в России;
ü Рост доли рынка брендированной и упакованной продукции;
ü Ежегодное увеличение потребления кондитерских изделий на душу населения.
Опираясь на информацию Росстата <http://www.expert-rating.ru/research/marketinginform/rosstat.html>, проанализированную в ходе проведения маркетинговых исследований, на рынке кондитерских изделий за последние пять лет, включая шоколад, конфеты в коробках, весовые конфеты, карамель, батончики, сахаристые и мучные изделия, просматривается сохранение тенденции к постепенному снижению темпов роста производства в отрасли. В 2004 году было произведено 2351 тыс. тонн продукции, в 2005 - 2 506 тыс., в 2006 - 2579 тыс., 2007 - 2682 тыс., 2008 - 2879 тыс. Только в 2008 рынок кондитерских изделий показал рост на 7% по отношению к 2007 в абсолютном выражении, в стоимостном выражении 30%. В денежном выражении рынок рос быстрее за счет повышения спроса на продукцию сегмента премиум класса. По оценкам экспертов <http://www.expert-rating.ru/study/expert.html>, годовой объем российского рынка кондитерских изделий составляет примерно $12 млрд. и занимает второе место в мире. Темпы роста за последние несколько лет снизились и составляют в среднем около 12% годовых в денежном выражении. Вместе с тем, наиболее динамичным и высокодоходным оставался сегмент шоколадных изделий, темпы роста которого составляли 20% в год. По оценкам специалистов исследовательских компаний <http://www.expert-rating.ru/mark/p1.html>, по сравнению с 2007 годом в 2008 прирост на рынке кондитерских изделий составил только 3-5 % в натуральном выражении. По данным Euromonitor International темпы роста рынка шоколадных изделий снижаются: в 2007 розничные продажи шоколадных изделий в натуральном выражении выросли всего на 5%, тогда как, средний рост продаж, рассчитанный в период с 2000 года по 2007 год, был равен 8%.